Исход нолдор

полигонная ролевая игра

Previous Entry Share Next Entry
Об этнографии Амана
енот под снегом
anarsul wrote in flight_2012
Текст представляет собой подборку цитат про три народа эльдар с минимальными мастерскими дополнениями (здесь же, в том числе, рекомендации по костюмам).

История квенди до разделения на народы...

В ожидании прихода Детей Эру Варда создала новые звезды, и в тот час, когда Менельмакар поднялся, как предвестник Последней Битвы, что будет в Конце Дней, эльфы пробудились у озера Куйвиэнен. Долго жили они у озера и смотрели на звезды, и звездный свет стал им милее всего, и впоследствии более всех Валар почитали они Варду. Они начали говорить и давать имена всему, что видели, себя они называли квенди, "те, кто говорят", ибо не встречали еще других существ, обладавших даром речи или пения.
Случилось так, что Оромэ в одном из своих путешествий обнаружил эльфов и говорил с ними, хотя эльфы сначала испугались его появления из-за слухов, пущенных Мелькором. Так и вышло, что когда Оромэ появился среди них, некоторые из квенди спрятались, а другие убежали и потерялись, но те, кто остались, быстро увидели, что Великий Всадник – не призрак из Тьмы, ибо светом Амана сияло его лицо. И Оромэ полюбил квенди, и нарек их на их же наречии эльдар, народ звезд, но имя это потом носили лишь те, кто последовал за ним в Аман.
После победы над Мелькором Валар решили призвать эльфов в Валинор. Поначалу квенди не желали переселяться в Аман, поскольку видели Валар лишь в гневе - когда те шли на битву. Тогда Оромэ выбрал из них трех посланников, которые отправились в Аман. Через три года они вернулись и призвали свои народы отправиться в Валинор. Народ Ингвэ и большая часть народов Финвэ и Эльвэ, выслушав рассказ вождей, пожелали покинуть Средиземье и следовать за Оромэ; и после они были известны как эльдар. (В данном случае слово "народ" используется довольно условно, поскольку, скорее всего, до начала Похода четкого разделения среди эльфов нет). Многие из эльфов отказались от призыва, предпочтя звездный свет и просторы Средиземья рассказу о Древах, - это были Авари, Отказавшиеся. Так народ эльфов впервые разделился. Образование эльфийских народов (ваниар, нолдор и телери, а так же нандор, лайквенди, etc.) происходило в основном во время Похода и дальнейших событий.


Ваниар, народ Ингвэ

Название "ваниар" соответствует английскому "fair" (одновременно - прекрасный, светлый, златоволосый, высокий, справедливый, благословенный). Это название им, вероятно, дали нолдор, Сами же ваниар продолжали называть себя старым числовым именем - миньяр, "первые", а также ингвер, "вожди".
Также ваниар называли и другими именами: эльфы-копейщики, эльфы воздуха, друзья Валар, тарквенди, "высокие эльфы", иримор, "прекрасные", нинквенди "белые эльфы".

Язык ваниар другие эльдар использовали как наиболее возвышенный, поскольку он был богатейшим и самым красивым, его называли тарквэста, "высокая речь", и пармаламбэ (пармаквэста), "книжный язык". Валар использовали язык ваниар, когда говорили с эльдар.

Когда эльдар отправились в Великий Поход в Валинор, ваниар шли первыми, потому что более всех стремились в путь. Когда они достигли побережья, они исполнились страха перед Морем, и тогда Ульмо пришел к ним и говорил с ними - и страх перед морем обратился в тягу к нему. Ульмо и его майар перенесли в залив Балар остров, и ваниар и нолдор взошли на него и так прибыли в Валинор в 1133 г. Эпохи Древ, и начали возводить город Тирион. Некоторое время после окончания строительства ваниар жили в Тирионе, но Ингвэ и многие из его народа стремились к свету Древ и оставили город, поселившись среди народа Манвэ на горе Таниквэтиль и в лесах и полях Валинора. Хотя в Тирионе и остались ваниар, но постепенно их число убывало. Валмар утопал в цветах и садах, не имел крепостных стен и лестниц, как Тирион. Валмар украшало множество колоколов, и их звон разносился далеко за пределы города.

После освобождения Мелькор стал выказывать эльдар дружбу и предлагать свою помощь, но ваниар относились к нему с подозрением, ибо жили в свете Древ и были довольны жизнью в Амане, а кроме того, они были предупреждены Ульмо и потому не верили Мелькору.

Ваниар отличал их благородный дух (орэ), великодушный и мягкий нрав, и они выделялись среди других родов эльфов своей любовью и почтением к Валар. Ваниар были более других любимы Манвэ и Вардой, которые учили их пению и поэзии и открыли им некоторые свои мысли.
Из всех эльфов ваниар наиболее искусны во всем, что объединяет понятие "nolme". По сути нолмэ есть умение описать свое восприятие Музыки - "как она звучит" либо "как она должна звучать здесь и сейчас" - то есть, умение создать вторичный мир, "куда могут войти и создатель, и зритель, и пока они будут внутри его, он будет непосредственно восприниматься ими".
Вторичный мир может быть создан разными способами - это может быть текст книги или песни, индеммар ("мысленные картины", "видимая иллюзия" проговариваемого), навеянные сны, иллюзии.
Любимые занятия ваниар - все, что связано с музыкой (например, создание музыкальных инструментов) и языком (лингвистика и поэзия, создание книг).

Ваниар носят легкие одежды свободного кроя и украшают их чаще всего росписью по ткани. Они почти не носят украшений и предпочитают простые прически.


Нолдор, народ Финвэ

Название "нолдор" означает "владеющие знанием", это имя было дано им другими эльфами, и оно было принято и впоследствии постоянно использовалось. Название происходит от корня "ngol-", означающего "познания, мудрость, знания".
Также нолдор называли и другими именами: отважные, искусные, эльфы-мечники, эльфы земли, творцы самоцветов, айнимор (истимор), "мудрые", кулуквенди, "золотые эльфы".

Язык нолдор (квенья) был изменчив, поскольку они очень любили слова и старались найти наиболее подходящие названия всему, что знали или задумывали. Тем не менее, различия между квенья нолдор и ваниар были незначительными.
Нолдор были величайшими лингвистами среди эльфов и основали школу Ламбенголмор.
Румиль из нолдор первым изобрел знаки, годные для запечатления речей и песен. Затем Феанаро улучшил алфавит Румиля и создал письмена (тэнгвар), которые назвали его именем.

Когда эльдар отправились в Великий Поход, нолдор шли вторыми. Когда они достигли Белерианда, Финвэ и многие нолдор поселились в землях, где позже выросли Нельдорет и Регион. В Валинор они прибыли в 1133 г. Эпохи Древ вместе с ваниар, и начали возводить город Тирион. Однако не все нолдор отбыли в Валинор, некоторые из них, по-видимому, остались в Белерианде, потому что бродили вдалеке от Побережья или же завели дружбу с телери.
Позже, когда телери достигли Амана, нолдор помогали им строить Альквалонде. Нолдор сохраняли память о Средиземье, которое освещали звезды, и они жили у Калакирии, в холмах и долинах, где был слышен шум западного моря.

Когда Мелькор, после освобождения, стал предлагать эльдар свою дружбу, ваниар не желали иметь с ним дела, телери он считал слишком слабыми, а нолдор с радостью приняли то знание, какое он давал им. Мелькор пробуждал в их душах видения огромных владений на востоке, где они могли бы править по своей воле. И среди нолдор пошли слухи, что Валар привели квенди в Валинор, поскольку боялись, что эльфы станут слишком могущественны и перестанут подчиняться им. Когда меж Феанаро и Нолофинвэ из-за лжи Мелькора возникла вражда, и в нолдор проснулся гнев, они начали ковать мечи, топоры и копья. Также нолдор делали щиты, на которых изображали эмблемы семей и родов. Гербы и эмблемы они выставляли напоказ как искусную работу и символ гордости своим родом, но об оружии молчали.

Нолдор многому научились у Ауле и Йаванны и стали искуснейшими среди эльфов. Чем больше знаний и умений получали нолдор, тем сильнее была их жажда знания. Нолдор были более других любимы Ауле, и он назван их другом.
Среди нолдор также было много учеников Намо, и от него нолдор получили много знаний.
Каменщики дома Финвэ, добывая в горах камень, впервые нашли природные самоцветы и добыли их великое множество. Они изобрели инструменты, чтобы обрабатывать их. Они не копили их, но щедро дарили, и их трудами богател Валинор.
Нолдор славились светильниками, которые были созданы в Валиноре. Ни ветер, ни вода не могли потушить их, и когда с них снимали покров, они источали ясный голубой свет, который лился из прозрачного кристалла, наполненного пламенем.
Сильмарили считались величайшим творением нолдор и всех эльфов.

Одежда нолдор, в том числе праздничная, прежде всего удобная, не стесняет движений и не мешается, т.е., например, у рубашек обычно узкие или собранные на запястьях рукава. Украшают одежду чаще всего вышивкой.


Телери, народ Эльвэ и Ольвэ

Название "телери" означает "последние", оно было дано третьему народу теми, кто отправился в Поход раньше. Сами они называли себя Линдар, "Поющие", поскольку телери любили музыку и были лучшими певцами среди эльфов.
Также телери называли и другими именами: эльфы-лучники, свободные, собиратели жемчуга, корабелы, повелители чаек, нэндили, "любящие воду", веанэльдар "эльфы моря".

Язык телери (телерин) может рассматриваться как диалект квенья, но сами телери считают его самостоятельным языком и называют его линдаламбэ, "язык линдар". Это наиболее консервативный язык из всех эльфийских и, соответственно, он ближе протоэльфийскому, чем другие языки, в том числе квенья.

Поскольку число телери было велико, во время Похода у них было два вождя: братья Эльвэ и Ольвэ. Достигнув долины Андуина и увидев впереди Мглистые Горы, часть телери отказалась от дальнейшего путешествия на запад и ушла вниз по течению Андуина, поселившись в тамошних лесах. Они стали зваться нандор; их вождем был Ленвэ.
Телери достигли Белерианда гораздо позже ваниар и нолдор, и когда Ульмо созвал первые два народа, чтобы перевезти их через Великое Море на острове Тол Эрессеа в Аман, телери не успели откликнуться на его призыв. Узнав об уходе ваниар и нолдор, многие телери переселились на берега Великого Моря, к устью Сириона, избрав своим вождем Ольвэ. Здесь они прожили долго; их друзьями и учителями стали майар Ульмо - Оссэ и Уйнен. Много лет спустя Ульмо, вняв просьбам ваниар и нолдор, вернулся за телери в Средиземье. Часть из них, однако, Оссэ убедил остаться на берегах Белерианда - они стали зваться фалатрим, и их правителем был Кирдан Корабел.
Другая часть телери также осталась в Средиземье - они искали Эльвэ, пропавшего в лесах Белерианда, не желая уходить на запад без него, и называли себя эглат, "Покинутые".
Тех, кто решил отправиться в Аман, возглавил Ольвэ. Они тоже переправлялись через море на острове, и по их просьбе Ульмо остановил Тол Эрессеа в заливе Эльдамар, и телери долгое время прожили там. Их желание увидеть свет Валинора постепенно росло, хотя и боролось с любовью к морю; наконец Оссэ по велению Валар научил телери строить корабли, и впряженные в них лебеди перевезли телери к берегам Амана. Там, к северу от Калакирии, они при помощи нолдор выстроили свой город Альквалонде.

Телери много плавали в водах залива Эльдамар на своих кораблях, которым придавали форму лебедей и которые ценили так же высоко, как нолдор - сотворенные ими самоцветы. Телери Амана получили имя фалмари. Они держались несколько обособленно, вдали от большинства дел Валар, ваниар и нолдор, хотя бывали в Тирионе и Валмаре. Путешествиями телери увлекались не меньше, чем нолдор, - и в новые земли они скорее бы пошли "чтобы посмотреть, запомнить - вернуться домой и рассказать тем, кто ждет", а не для того "чтоб править там по своей воле".
Они добывали в водах залива жемчуг, которым украшали свой город. Телери ценили серебро выше золота; их искусство работы по серебру признавали даже нолдор. Так название серебра на протоэльфийском "kyelepê" превратилось в "tyelpe" на квенья Амана под влиянием телерина (на телерине серебро "telpe" или "telepe"). И Белое Древо Валинора чаще называли Телперионом (Telperion), а не Тьелперионом (Tyelperion), что было бы логичнее для квенья.

Телери носят светлые одежды, чаще серые, чем белые. Ткань такая, которая легко сохнет. Одежда простая, не стесняющая движений, но и не совсем "свободная".


Вопросы и дополнения, а так же различные идеи и концепты на основе этих фактов приветствуются.

?

Log in

No account? Create an account